Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
Одобрено на общем собрании
протокол №1 от 31.08.2021

Утверждено
приказом заведующего№50 от 31.08.2021г.

Положение
о группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - логопедическая
группа) муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 6» (далее МДОУ).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с федеральными законами и
нормативными документами:
1.2.1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
1.2.2. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья» от 02.06 1999 г.
1.2.3. Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с
нарушениями речи, утвержденным Министерством просвещения СССР от
25.05.1970 г. и согласованным Министерством здравоохранения СССР.
1.2.4. Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.
1.2.5. Типовым положением «Об образовательном учреждении для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»,
письмом Министерства образования РФ от 16.01.2002 г. № 03-51 ин /23 -03
«Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в
развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
1.2.6. «Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.13648-20
1.2.7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 г.
№ 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
1.2.8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2002 г.
№ 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного
оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».
1.2.9. Распоряжение от 06 августа 2020г № Р-75»об утверждении примерного Положения
об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.3. Открытие, дальнейшее функционирование и закрытие логопедической группы в
МБДОУ осуществляется по согласованию с Учредителем.
1

1.4. Логопедическая группа осуществляет образовательную деятельность на основе
лицензии и приложения к лицензии, дающие право ведения образовательной
деятельности в группе компенсирующего вида.
1.5. Логопедическая группа функционирует на 2-ом этаже 2 здания МДОУ,
логопедический кабинет оборудован на 2 - ом этаже здания МДОУ.
1.6. Логопедическая группа и логопедический кабинет оснащены необходимым
оборудованием, наглядно - демонстрационными и дидактическими пособиями с
учетом специфики коррекционной работы.
1.7. Оплата за уход и присмотр воспитанников логопедической группы в Учреждении
(размер и сроки) осуществляется в соответствии с действующим Постановлением
администрации Лужского муниципального района.
1.8. Оплата труда, норма часов рабочего времени и продолжительность ежегодных
отпусков работникам логопедической группы установлена в соответствии с
трудовым законодательством и постановлениями Правительства Российской
Федерации.
1.9. Целью деятельности логопедической группы в МДОУ является реализация
образовательной деятельности по программе коррекционной работы и создание
целостной системы, предусматривающей решение основных задач деятельности
Учреждения согласно Уставу Учреждения и обеспечивающей оптимальные
педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей,
вызванных первичным (речевым) нарушением.
1.10. Основные задачи логопедической группы в МДОУ:
1.10.1. Коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного
произношения, развитие лексических и грамматических средств языка,
навыков связной речи.
1.10.2. Своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и
письма.
1.10.3. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.
1.10.4. Активизация познавательной деятельности детей.
1.10.5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
коррекции развития и образования, охраны и укрепления здоровья
воспитанников.
2. Организация коррекционной работы в логопедической группе МДОУ
2.1. Коррекционно-речевое развитие в логопедической группе осуществляется по
адаптированной программе, разработанной на основе программ:
- «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитие речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой;
2.2. В МДОУ комплектуется одна логопедическая группа для детей старшего
дошкольного возраста с 5 до 7(8) лет с тяжелыми нарушениями речи.
2.3. Зачисление воспитанников в логопедическую группу МДОУ осуществляется с
согласия родителей (законных представителей) на основании справки и
направления муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) по результатам обследования.
2.4. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие
нарушения в развитии речи:
2.4.1. Общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР).
2

2.4.2. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) (со сложной дислалией).
2.4.3. Дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности
речевого аппарата (ринолалия, дизартрия).
2.5. Функционирование логопедической группы осуществляется в режиме 5 дневной
рабочей недели, режим работы группы: с 7 часов 00 минут до 19 часов 00минут
ежедневно (кроме выходных и праздничных дней). Образовательный период: с 01
сентября текущего года по 31 мая последующего года.
2.6.Предельная наполняемость логопедической группы в соответствии с СанПиН1.2.368521не более 12 человек.
2.7. Срок коррекционно-развивающей работы и длительность пребывания
воспитанников в логопедической группе составляет от 1 года до 2 лет и
определяется речевым заключением:
2.7.1. С фонетико - фонематическим недоразвитием речи не более 1 года.
2.7.2. С общим недоразвитием речи до 2 лет.
2.8. В отдельных случаях, при благоприятной динамике речевого развития, возможен
перевод воспитанника из логопедической группы в группу общеразвивающего
направления, соответствующую возрасту воспитанника и по решению психологомедико-педагогического консилиума МДОУ (далее - ПМПк).
2.9. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не
подлежат дети, имеющие:
2.9.1. Недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью.
2.9.2. Деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза.
2.9.3. Грубые нарушения зрения, незначительные нарушения слуха, двигательной сферы.
2.9.4. Нарушения общения в форме раннего детского аутизма.
2.9.5. Задержку психического развития.
2.9.6. Фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на консультативных
занятиях с логопедом.
2.10. Для зачисления воспитанника в логопедическую группу родителями (законными
представителями) предоставляются следующие документы:
2.10.1. Выписка из протокола обследования ребенка с развернутым заключением и
рекомендацией ПМПК.
2.10.2. Справка (направление) ПМПК с рекомендацией посещения ребенком
группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями и, по необходимости, с указанием срока пребывания
воспитанника в данной группе.
2.10.3. Заявление родителей о переводе ребенка в логопедическую группу (если
ребенок посещает данное МДОУ), заявление о зачислении ребенка в логопедическую
группу МДОУ (если ребенок не посещает МДОУ).
2.11. На каждого воспитанника, зачисленного в логопедическую группу, учительлогопед заполняет речевую карту.
2.12. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются
групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические
занятия.
2.13. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой
3

образования детей с нарушениями речи.
2.14. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся с учетом
режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей
развития детей дошкольного возраста.
2.15. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью
нарушения речевого развития детей.
2.16. Индивидуальные занятия проводятся учителем - логопедом не менее двух-трех раз
в неделю:
2.16.1. С детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
2.16.2. С детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и
подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними
проводятся в подгруппе.
2.17. Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с утвержденным расписанием
непосредственно - образовательной деятельности по возрастам и периодам.
2.18. Продолжительность группового логопедического занятия составляет:
2.18.1. В старшей группе (дети 5 - 6 лет) - 20 минут.
2.18.2. В подготовительной к школе группе (дети 6 - 7 лет) - 25 - 30 минут.
2.19. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут,
продолжительность индивидуального - 15 минут с каждым ребенком.
2.20. Ежедневно, во второй половине дня, по заданию учителя-логопеда, воспитателем
логопедической группы проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.
2.21. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется ПМПк МДОУ после
окончания срока коррекционно-развивающего образования (завершение обучения)
и оформляется приказом заведующего МДОУ.
2.22. В случаях необходимости уточнения заключения или продления срока
коррекционной работы, воспитанники с нарушениями речи, с согласия родителей
(законных представителей), направляются ПМПк в муниципальную ПМПК.
2.23. Ответственность за обязательное посещение детьми коррекционных занятий в
логопедической группе несут родители (законные представители). Учитель логопед и воспитатель логопедической группы осуществляют контроль за
посещаемостью воспитанников в целях получения ими в полном объеме
дошкольного (коррекционного) образования и предпринимают все педагогические
мероприятия для обеспечения систематического посещения воспитанником
МДОУ.
2.24. Ответственность за качество и полноту содержания дошкольного (коррекционного)
образования несут учитель - логопед, воспитатель логопедической группы, педагог
- психолог, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе и
заведующий МДОУ.
3. Руководство логопедической группой МДОУ
3.1. Непосредственное руководство логопедической группой осуществляет
заведующий МДОУ.
3.2. Часть полномочий по руководству логопедической группой возлагается на
заместителя заведующего по воспитательной и методической работой.
3.3. Заведующий МДОУ:
3.3.1. Утверждает штатные единицы логопедической группы.
3.3.2. Принимает на должность «учителя - логопеда» работника, имеющего
высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое
образование и прошедшего курсы профессиональной переподготовки по
специальности «Логопедия».
3.3.3. Назначает на должность «воспитателя» логопедической группы
4

педагогического работника, имеющего высшее или среднее
профессиональное педагогическое образование, стаж работы с детьми
старшего дошкольного возраста и прошедшего курсы повышения
квалификации по программам «Инклюзивное образование», «Организация
образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья» или другим программам, соответствующим профилю работы
группы компенсирующей направленности.
3.3.4. В случае отсутствия положительной динамики коррекционной работы по
преодолению речевых нарушений воспитанников, отсутствия системной
совместной коррекционной работы с учителем - логопедом, педагогом психологом и другими педагогами - специалистами, а также отсутствия
эффективности работы с родителями воспитанников логопедической
группы, заведующий на основании решения Педагогического совета
работников и по приказу МДОУ вправе перевести воспитателя
логопедической группы на группу общеразвивающей направленности.
3.3.5. Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционноразвивающей работы.
3.3.6. Обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием,
методической литературой, дидактическими пособиями.
3.3.7. Оказывает содействие в повышении квалификации педагогических
работников логопедической группы МДОУ.
3.4. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МДОУ:
3.4.1. Обеспечивает контроль за планированием и организацией образовательной
деятельности в логопедической группе.
3.4.2. Осуществляет контроль за динамикой речевого развития детей.
3.4.3. Оказывает помощь педагогическим работникам методическую помощь.
3.4.4. Оказывает содействие педагогическим работникам логопедической группы
в обобщении их педагогического опыта работы.
3.5. Координацию работы учителя - логопеда, консультативную помощь, обмен опытом
коррекционной работы осуществляет специалист районной ПМПК, в ведении которого
находятся вопросы организации коррекционной работы в логопедических группах
дошкольных учреждений и на методическом объединении учителей-логопедов г. Луги.
4. Участники образовательных отношений логопедической группы
4.1. Участниками образовательных отношений логопедической группы являются
воспитанники, имеющие тяжелые нарушения речи, их родители (законные
представители), учитель - логопед, педагог-психолог, воспитатели и педагоги –
специалисты МДОУ.
4.2. Права и обязанности участников образовательных отношений определяются
законодательством, Уставом МДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка,
должностными инструкциями, трудовыми договорами и иными локальными
актами Учреждения.
4.3. Родители (законные представители) воспитанников логопедической группы имеют
право:
4.3.1. Знакомиться с ходом и содержанием коррекционной образовательной
деятельности, используемыми методами образования и воспитания, образовательными
технологиями.
4.3.2. Защищать права и законные интересы своих детей.
4.3.3. Принимать участие в управлении Учреждением, в формах, определяемых
законодательством Российской Федерации и Уставом МДОУ.
4.3.4. Присутствовать при обследовании воспитанников психолого-медикопедагогической комиссией, обсуждать результаты таких обследований и
рекомендации, полученные по результатам обследования, высказывать свое
5

мнение относительно предлагаемых условий для организации
образовательной деятельности.
4.3.5. Посещать МДОУ и беседовать с воспитателями логопедической группы и
другими педагогическими работниками, работающими с детьми
логопедической группе по вопросам образовательной деятельности,
обсуждать достижения и проблемы своего ребенка в отведенное для этого время.
4.3.6. Принимать активное участие в совместной с педагогическим персоналом
логопедической группы образовательной деятельности по преодолению
речевых нарушений и проблем развития воспитанников.
4.3.7. Пользоваться другими правами, определенными Уставом МДОУ.
4.4. Родители (законные представители) воспитанников логопедической группы
обязаны:
4.4.1. Обеспечить системное посещение детей МДОУ с целью получения
воспитанниками коррекционного дошкольного образования в полном
объеме.
4.4.2. Соблюдать Устав Учреждения, договор об образовании, правила
внутреннего распорядка Учреждения и иные локальные нормативные акты,
регламентирующие образовательную деятельность в МДОУ.
4.4.3. Уважать честь и достоинство всех участников образовательных отношений.
4.4.4. Нести ответственность за исполнение обязанностей, возложенных на
родителей (законных представителей) Федеральным законом от 29.12.2012
года № 273 «Закон об образовании в Российской Федерации» и иными
федеральными законами Российской Федерации.
4.4.5. Выполнять другие обязанности, определенные Уставом МДОУ.
4.5. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционноразвивающей работы в логопедической группе и обеспечивает:
4.5.1. Обследование речи воспитанников дошкольных групп МДОУ.
4.5.2. Комплектование подгрупп воспитанников для логопедических занятий.
4.5.3. Проводит логопедические (фронтальные и подгрупповые) и
индивидуальные занятия с воспитанниками логопедической группы по
исправлению нарушений речи: формирование правильного произношения,
развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной
речи.
4.5.4. Подготовку документов для обследования детей в ПМПК с целью
определения в группы компенсирующей направленности.
4.5.5. Взаимодействие с педагогами по вопросам освоения воспитанниками
логопедической группы программы коррекционного образования и
активизации познавательной деятельности детей.
4.5.6. Представление заведующему МДОУ и ежегодный отчет, содержащий сведения о
количестве детей с нарушениями речи в МДОУ и результатах
коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы.
4.5.7. Информирование педагогического коллектива и родителей воспитанников
МДОУ о задачах, содержании и специфике коррекционной работы по
преодолению речевых нарушений и функционировании логопедической
группы.
4.5.8. Повышает свою профессиональную квалификацию, аттестуется на
соответствие занимаемой должности согласно действующему
законодательству Российской Федерации.
4.5.9. Участвует в работе городского методического объединения учителейлогопедов, педагогическом совете работников МДОУ.
4.5.10. Осуществляет другие обязанности предусмотренные должностной
инструкцией по должности «учитель - логопед».
6

4.6. Воспитатель логопедической группы:
4.6.1. Планирует и организует образовательные занятия с воспитанниками
логопедической группы.
4.6.2. Проводит во вторую половину дня индивидуальные занятия по коррекции
речевых нарушений с воспитанниками логопедической группы по плану
учителя - логопеда.
4.6.3. Отрабатывает умения и закрепляет навыки воспитанников логопедической
группы по автоматизации звуков.
4.6.4. Взаимодействует с учителем - логопедом, педагогами - специалистами
МБДОУ с целью обеспечения положительной динамики коррекционной
работы по преодолению речевых нарушений воспитанников.
4.6.5. Консультирует родителей (законных представителей) воспитанников
логопедической группы по вопросам социально-коммуникативного,
познавательного, художественно-эстетического развития воспитанников
логопедической группы.
4.6.6. Осуществляет другие обязанности, предусмотренные должностной
инструкцией, по должности «Воспитатель».
4.7. Педагог - психолог:
4.7.1. Оказывает помощь родителям воспитанников логопедической группы по
вопросам взаимодействия, индивидуальных особенностей развития и
укрепления и сохранения их психического здоровья.
4.7.2. Консультирует воспитателей, учителя - логопеда, педагогов - специалистов
МБДОУ по вопросам организации образовательной деятельности с
воспитанниками логопедической группы.
4.7.3. Внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с
воспитанниками логопедической группы.
4.7.4. Проводит психологическую диагностику и диагностику по подготовке к
обучению в школе воспитанников логопедической группы.
4.7.5. Осуществляет другие обязанности, предусмотренные должностной
инструкцией, по должности «Педагог - психолог».
4.8. Музыкальный руководитель:
4.8.1. Развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует
певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения у
воспитанников логопедической группы.
4.8.2. Участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического
слуха воспитанников логопедической группы.
4.8.3. Стимулирует речевую активность посредством проведения утренников,
досугов.
4.8.4. Консультирует родителей (законных представителей) воспитанников
логопедической группы по вопросам музыкального развития.
4.8.5. Осуществляет другие обязанности, предусмотренные должностной
инструкцией по должности «Музыкальный руководитель».
4.9. Инструктор по физической культуре:
4.9.1. Формирует и совершенствует навыки основных видов движения, развивает
координацию движений.
4.9.2. Обеспечивает физическое развитие, физическую подготовленность и
сформированность физических качеств.
4.9.3. Развивает общую и мелкую моторику.
4.9.4. Проводит диагностику физического развития воспитанников
логопедической группы.
4.9.5. Консультирует родителей (законных представителей) воспитанников
логопедической группы по вопросам физического развития, укрепления и
7

сохранения их физического здоровья.
4.9.6. Осуществляет другие обязанности, предусмотренные должностной
инструкцией по должности «инструктор по физической культуре».
5. Документация учителя-логопеда.
5.1. Речевая карта на каждого воспитанника логопедической группы.
5.2. Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий
5.3. Список детей логопедической группы с заключением ПМПК.
5.4. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
5.5.Годовой план работы учителя-логопеда.
5.6. Рабочие планы - конспекты подгрупповых занятий.
5.7. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми
5.8. Годовой отчет о результатах проведенной работы за год.
5.9. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда, утвержденная руководителем
ДОУ.
5.10. Паспорт логопедического кабинета.
5.11. Список детей по подгруппам.
5.12. Номенклатура документов логопедического кабинета.
6. Материально-техническое обеспечение работы логопедической группы и
логопедического кабинета.
6.1. Для логопедической работы выделяется логопедический кабинет
отвечающий санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям.
6.2. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
6.3. Для обработки логопедического оборудования (зонды, шпатели) выдается раствор
«Анолита» в объемах, необходимых для его обработки в соответствии с санитарно
- эпидемиологическими требованиями.
6.4. Для обработки рук выдается мыло и крем в соответствии с требованиями перечня
СИЗ по должности «учитель - логопед», «воспитатель».
6.5. Ответственность за оснащение необходимым оборудованием логопедического
кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на
заведующего МДОУ.
6.6. Ответственность за хранение логопедического оборудования (зонды, шпатели), его
своевременную обработку возлагается на учителя - логопеда.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 1A510426493CCACD28153C3F9C8C31C44B2DEF4E
Владелец: Соловьева Анна Владимировна
Действителен: с 10.06.2021 до 10.09.2022

8

Ознакомлены: С положением о группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ф. И.О. работника

Должность

подпись

9

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».